К образовательной программе для колледжей страны «Профессионалитет» Ивановская область присоединилась одной из первых. Родниковский политехнический колледж стал одним из восьми сетевых учебных заведений, где обновлены и введены новые легкопромышленные профессии для обучения студентов – это «Оператор швейного оборудования» (ранее – «Швея» или «Закройщик») и «Оператор вязально-швейного оборудования» (трикотажное направление). Спустя год работы в рамках проекта и преподавателям, и работодателям есть что сказать о новом подходе к обучению молодых кадров для регионального легпрома.
Набор «операторов» стал ежегодным
Почти две сотни абитуриентов – столько Родниковский политех готов принять выпускников школ в новом учебном году. Набор ведется по пяти профессиям, двум специальностям и двум направлениям профподготовки. У большинства образовательных программ сроки обучения сокращены до 1 года 10 месяцев, кроме операторов вязально-швейного оборудования – их срок обучения – 2 года 10 месяцев пока остаётся прежним.
«Продолжается работа в федеральном проекте «Профессионалитет» по двум профессиям – это «Оператор вязально-швейного оборудования» и «Оператор швейного оборудования». Их ждут на наших российско-турецких предприятиях, специализирующихся на выпуске трикотажа, — говорит директор РПК Владимир Сумин. — И надо сказать, что мы с нашими социальными партнерами из Турции делаем всё, в первую очередь, с «Райтексом», чтобы обучение было более интересным – там с 1 курса наши студенты проходят практику и практику оплачиваемую, их обеспечивают бесплатным питанием, а мы платим увеличенную стипендию тем ребятам, которые поступили и поступят к нам в рамках «Профессионалитета». Делаем всё, чтобы этот проект состоялся в Родниковском районе».
Добавим, что второй год подряд на операторов швейного и вязально-швейного оборудования проводится набор двух групп по 25 человек. «Трое юношей подали заявление на операторов вязально-швейного оборудования. На трикотажных производствах мужская сила нужна – оборудования там много, оно разное», — отметила замдиректора по учебно-производственной работе Алевтина Шанина.
Бизнес помогает, учит, экзаменует
«Профессионалитет» — это не стандартная образовательная программа, в которых раньше на протяжении многих лет мало что менялось. Сегодня обучение в буквальном смысле «настраивают» и форматируют сами работодатели, которые растят для своего производства ребят, начиная с первого курса.
«Наша роль – направить обучение ближе к производству, познакомить учащихся с новыми технологиями в производстве, — рассуждает Ольга Ардышева, руководитель компании «Ларс». — То, что ребята изучают по учебникам – это одно, на деле же каждый заказчик приходит на производство со своими требованиями, с выбранной под себя технологией обработки. На месте мы учеников не переучиваем, а настраиваем под свои потребности».
«Ольга Александровна помогала формировать нам программу именно под оборудование её предприятия. Также мы подстраивали под нее учебный план, она утверждала отработку приемов, которые нужны ей были на производстве», — раскрывает детали взаимодействия замдиректора Алевтина Шанина.
Уточним, что предприятие «Ларс» специализируется на пошиве постельного белья и домашнего трикотажа. Студенты, которые здесь практикуются, начинают отрабатывать навыки с элементарных приёмов.
«Хочу сказать, — продолжает Ольга Александровна, — что все ученики стараются шить аккуратно, их нужно научить только скорости, поэтому мы учим работать операционно, а не поэтапно. Студенты умеют работать на всех машинах – и прямострочках, и пятинитках, по крайней мере, на тех, что есть в нашем производстве».
Бизнес-партнер также отмечает, что участники образовательного проекта быстро адаптируются к новым учебным и рабочим условиям, не стесняются подходить к мастерам и просить помощи. Самые активные работают не только на практике, но и вне ее, например, в каникулы – работодатель это только приветствует.
Еще один партнер Родниковского колледжа, помогающий обучать легкопромышленников, – предприятие «Райтекс». В его цехах практикуются операторы вязально-швейного оборудования.
«Сначала к нам, конечно, присматривались, как все мы присматриваемся к чему-то новому. Первое время мы осваивали одну машину, а потом, на практике — мы уже работали в сменах на разных, — делится деталями и впечатлениями мастер производственного обучения Марина Волкова. – Отношение на производстве к нам хорошее: если нужна помощь – помогают. Начальник с утра всех обойдет и спросит, как дела, нужно ли чем-то помочь? Во время смены и после нее тоже поинтересуется, все ли хорошо. Наладчики все время с нами – потому что много нюансов, почему может быть обрыв нити. Они нам подсказывают, почему произошла остановка машины. К детям относятся хорошо – они могут подойти к рабочим и узнать все, что им нужно и интересно. Мы работаем на кулирке – она достаточно простая в вязании».
Кроме того, политеховцев на производстве бесплатно кормят, как штатных рабочих, выплачивают пусть небольшую, но зарплату. С развитием сотрудничества на предприятии обещали создать условия, чтобы студенты могли здесь и учиться, и работать.
«Родниковский рабочий» уже писал, что «Райтекс» готовится к расширению производства – в скором времени здесь откроется еще два цеха. Сюда завезут немецкое оборудование. И кадры им точно потребуются – не только девушки, но и парни.
Для будущих профи — новая мастерская
К завершению учебного года Родниковский политех обновил и обустроил четыре новые учебные мастерские, в том числе для швейников. В них студенты будут не только практиковаться, но и сдавать демонстрационные экзамены.
«Новая швейная мастерская создана согласно требованиям и стандартам регионального чемпионата «Молодые профессионалы». В ней — три рабочих места. Из оборудования – три краеобметочные автоматизированные машины, спецмашины – петельный полуавтомат, клепочная машина, утюжильные столы с утюжильными автоматами, раскройные столы, манекены, по которым размерные данные идут на все конкурсы. Плюс интерактивный комплекс», — описывает новую площадку Марина Борисовна.
В нынешнем году демонстрационный экзамен впервые сдавали выпускники профессии «Закройщик». Ольга Ардышева выступала в нем в качестве главного эксперта – следила за правильностью выполнения заданий. Она отметила, что участницы экзамена работали легко, кроили уверенно, несмотря на ограниченное время: «Оборудование абсолютно новое, современное, его покупали по нашей рекомендации. Хотя здесь оно даже немного более усовершенствованное. И это большой плюс, потому что, когда девочки приходят на производство, они уже не боятся нового оборудования. Раньше с автоматизированными машинами детям было трудно».
«Ни одной неудовлетворительной отметки у нас нет. В основном – «4» и «5», только две тройки из…17 сданных работ. Это очень хороший результат для первого раза, — считает Алевтина Шанина. — Выпускницы, конечно, волновались, но с заданиями справились».
Амбассадоры популяризуют проект
«Профессионалитет» охватывает не только студентов двух профессий и мастеров, которые работают по новой программе, но и еще очень много людей. Над тем, чтобы о проекте знали будущие студенты и их родители, работают амбассадоры.
«В течение года у нас проходили мастер-классы, связанные именно со швейными профессиями. Их организовали амбассадоры «Профессионалитета». Девятиклассники из всех четырех школ, а это достаточно большое количество – приняли в них участие, причем и парни, и девушки. Мастер-классы были неоднотипные: за одну встречу можно было поучаствовать в трех разных занятиях. Также для школьников мы проводили экскурсии – ребята были в наших новых мастерских, смотрели оборудование. Я думаю, близкое общение с мастером вызвало интерес, да и сама демонстрация маленькой частички этих профессий. В каждом классе прошел классный час – детям рассказали, что такое «Профессоналитет». Да, информации о нем много на разных ресурсах, но лучше «столкнуться» с этим воочию, чем читать», — рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе Алла Марова.
Кроме мастер-классов, ребята могли побывать в колледже на днях открытых
дверей, едином дне профориентации, где также могли больше узнать о профессиях, которым здесь учат. В сельские школы района, к слову, не только Родниковского, но и Лухского, Палехского, амбассадоры съездили сами. «Интерес к проекту там тоже мы увидели», — подчеркивает Алла Леонидовна.
Не забыли и про родителей школьников 8-9 классов – для них педагоги колледжа провели большое районное родительское собрание на базе Родниковского политеха. Они тоже должны знать, что такое современное профессиональное образование, какие перспективы оно в себе заключает и гарантирует.
Наталья Харитонкина,
корреспондент газеты «Родниковский рабочий»